Главная | Контакты | Карта сайта | English version | Эрвист на facebook | Эрвист на youtube
25 лет на страже вашей безопасности!

НОВОСТИ

СЕМИНАРЫ, ВЕБИНАРЫ И ВЫСТАВКИ

КОНТАКТЫ

Москва
8-800-775-30-98 - бесплатный звонок по России
(495) 987-47-57
- многоканальный
(499) 270-09-09
- многоканальный

Продажа On-line
Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
289-756-227
belyaev-ervist

Техническая поддержка
On-line

Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
411-787-699
ervist-company


Санкт-Петербург
(812) 448-65-49
- многоканальный
(812) 325-20-05

Продажа On-line
Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
567-108-192

Техническая поддержка
On-line

Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
260-004-896
ervist-support


Екатеринбург
(343) 385-75-25

Продажа On-line
Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
654-100-192
Ervist-Vostok

Техническая поддержка
On-line

Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script


Новосибирск
(383) 28-44-888

Продажа On-line
Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
683-339-630
dc4d83867043c4f5

НАШИ WEB-РЕСУРСЫ

КАТЕГОРИИ ИНФОРМАЦИИ

Обнаружение неисправности механизмов и пожароопасной ситуации в конвейерах и конвейерных лентах

Сайдулин Е.Г.
директор ООО «ЭТРА-спецавтоматика», Новосибирск

У каждого механизма есть свои параметры, отклонение от которых служат признаком того, с механизмом что-то не в порядке. Это может быть потребляемый ток, количество оборотов, скорость перемещения и прочее. Однако у всех механизмов есть нечто общее – это количество тепла, выделяемое им в процессе преобразования потребляемой энергии в работу.

Любое работающее устройство греется – и это нормально. Ненормально, если механизм начинает греться слишком сильно. Это общий признак начинающегося повреждения механизма, которое, если на этот фактор не обратить внимания, приведёт к разрушению механизма, к останову всего устройства, возможно, что приведёт к пожару или взрыву.

Общий признак неисправных механизмов – увеличение теплового потока от них. Это позволяет осуществлять внешний контроль над его температурой, вне зависимости от принципа действия механизма.

Механическая неисправность в конвейерной системе, вызывающая увеличение тепла, может привести к последующему воспламенению. Такой неисправностью могут быть неисправность подшипника ролика, трение между заклинившим роликом и лентой.

В условиях угольного ленточного конвейера ненормально нагретые устройства могут вызвать пожар, поскольку уголь, который транспортируется конвейером, падает с конвейерной ленты, угольная пыль являются потенциальным источником пожарной опасности.

Каждая конвейерная лента, транспортирующая сыпучие материалы, должна быть защищена от возможного повреждения и возгорания. Чем быстрее будет обнаружена неисправность или пожар, тем меньше будет ущерб для предприятия.

В большинстве случаев не нужно знание точной температуры воздуха для анализа предпожарной или пожарной ситуации. Нужно знать состояние оборудования «Норма», «Внимание» - есть узлы и механизмы, которые требуют осмотра, возможно вывода в ремонт, «Тревога» - состояние узлов и механизмов такое, что возможно их повреждение, возможно возгорание. Состояния «Внимание» и «Тревога» относятся к критическим состояниям оборудования.

Чтобы не использовать дорогие измерительные устройства, сложные в эксплуатации и наладке, применяют индикаторы. Это общее название средств измерения с ненормируемыми метрологическими характеристиками используемые для наблюдения за изменением контролируемых параметров объекта без оценки их значений в единицах измерения с нормированной точностью. Индикатор состояний не подлежит поверке или калибровке в течение всего срока службы.

К таким индикаторам относятся пожарные извещатели, которые, как все индикаторы, не имеют нормируемых метрологических характеристик. Согласно [1] «извещатель пожарный тепловой; ИПТ: Автоматический извещатель пожарный, реагирующий на значение температуры и/или скорость повышения температуры.»

В ленточном конвейере объектами внимания являются транспортируемая порода, сама лента, механизмы, которые обеспечивают движение ленты.

Для каждого типа пожара нужен свой способ обнаружения, который будет обеспечивать быструю реакцию и безаварийную работу.

Обнаружение пожара на ленте.

Несмотря на то, что рекомендуется использовать конвейерные трудносгораемые ленты (ОСТ 153-12.2-001-97), по-прежнему нужно решить проблему горячей породы, тлеющего или горящего угля. При повышении от трения температуры трудносгораемой ленты с 350 до 500°С, лента сама может стать причиной возгорания штыба и угольной мелочи [2]. В таком состоянии породу нельзя перегружать в вагоны, нельзя отправлять потребителю, нельзя загружать в склад.

Удобен и надёжен извещатель пожарный тепловой линейный ИП132-1-Р «Елань», который серийно выпускается с 2012 года (рис.1).

Согласно [1] «извещатель пожарный тепловой линейный; ИПТЛ: ИПТ, чувствительный элемент которого расположен на протяжении линии». В данном применении чувствительный элемент (оптоволоконный кабель) располагается вдоль линии конвейера.

Рисунок 1 – Чувствительный элемент (оптоволоконный кабель) извещателя ИП132-1-Р «Елань» над верхней ветвью конвейера (разрез Берёзовский, Красноярский край).

В извещателе пожарном тепловом линейном ИП132-1-Р «Елань» в качестве чувствительного элемента используется оптоволоконный многомодовый кабель.

Оптоволоконный кабель многоразовый, его не требуется заменять после каждого перегрева и обнаружения пожара.

В качестве теплового чувствительного элемента, оптоволоконный кабель ориентирован на большое количество точек, точнее – зон измерения. Большое достоинство в том, что использование кабеля сильно снижает стоимость одной точки, по сравнению с точечными тепловыми датчиками.

В отличие от одноразового термокабеля, оптоволоконный извещатель определяет места пожаров, сколько бы их не было. Определение места возгорания позволяет адресно инициировать автоматический огнетушитель, расположенный в зоне необходимого тушения. Это позволяет снизить нагрузку на гидравлическую систему подачи воды, либо не расходовать огнетушители, не влияющие на место пожара.

Само оптоволокно, конечно, тонкое, диаметр его 0,125 мм. Но для того, чтобы его использовать без особой опаски используется конструкция кабеля, в котором оптоволокно помещено внутри стальных защитных нитей, сверху кабель защищён пластиковой оболочкой (рис.2). В кабеле извещателя «Елань» используется негорючая оболочка из поливинилхлорида или силикона, которая защищает стальные нити от коррозии. Диаметр кабеля составляет 4 мм. Прочность его на растяжение сопоставима с несущим тросом такого же диаметра, поэтому кабель самонесущий. Это упрощает его монтаж.

Рисунок 2 – Конструкция оптоволоконного кабеля для чувствительного элемента ИП132-1-Р «Елань».

Кабель герметичен и не подвержен проблемам пыли и влажности.

Оптоволоконный кабель электрически пассивен, поэтому он может эксплуатироваться в электромагнитных полях и помехах любой напряжённости.

Оптоволоконный кабель взрывобезопасен, обеспечиваемая маркировка взрывозащиты Ex op is IIC T6 Gа / Ex op is I Ма / Ex op is T85°C IIIC Da.

Для того чтобы использовать оптоволоконный кабель в качестве теплового датчика, в блоке волоконно-оптического датчика (ВОД) лазерные импульсы с частотой несколько килогерц заводятся в оптоволоконную линию, состоящую из многомодового волокна. В каждой точке оптоволоконного кабеля происходит комбинационное рассеяние света и, регистрируя время прибытия обратно-рассеянного излучения, можно определить место, где конкретно произошло рассеяние. Определение температуры происходит путём анализа сдвига частот: если в оптоволокно входит лазерный импульс с несущей частотой ν0, то в спектре обратно рассеянного света будет наблюдаться центральный пик на несмещённой частоте ν0 и два дополнительных пика, смещённых на частоту ν: νs= ν0-ν (Стокс) и νas= ν0+ν (анти-Стокс) (рис. 3).

КР в обратном направлении, проходя через спектральный фильтр, разделяется на стоксовую и анти-Стоксовую компоненты и перенаправляется на два высокочувствительных фотодиода, данные с которых поступают на АЦП и далее на центральный процессор блока ВОД, где эти сигналы обрабатываются и вычисляется температура (рис. 4).

Далее блок обработки прибора определяет температуру на оболочке оптоволоконного кабеля, анализирует изменения температуры, соотносит полученные данные с критериями пожара с целью определения пожарной ситуации.

Рисунок 3 – Спектр комбинационного рассеяния.

Рисунок 4 – а) рефлектограмма и б) рассчитанная температура

Расположение оптоволоконных кабелей приведено на рис.5.

Центральный оптоволоконный кабель располагается в потоке воздуха над верхней ветвью ленты конвейера. Высота подвеса 0,8 – 1,5 м.

С точки зрения обнаружения идеальное расположение боковых кабелей под верхней ветвью ленты такое, чтобы обнаружить поток тёплого воздуха от нижней ветви ленты, обтекающего края верхней ленты.

Однако опыт показал, что кабель может быть повреждён как при очистке ленты, так и при замене роликов.

Рисунок 5 – Расположение оптоволоконных кабелей для обнаружения пожара на верхней и нижней лентах.

Несколько иное расположение предполагает использование 2-х кабелей (рис.6).

Оптоволоконный кабель располагается над верхней ветвью ленты конвейера. Высота подвеса 0,8 – 1,5 м.

Для контроля нижней ветви ленты кабель крепится к станине верхних роликоопор по центру нижней ветви ленты.

Рисунок 6 – Система АПС для конвейера. Bhilai steel plant, Bhilai, Chhattisgraph, India.

При таком способе обнаружения на неподвижной или медленно движущейся ленте (или в закрытом конвейере) при малых скоростях воздуха с помощью кабеля, расположенного на высоте 1,0 м, как минимум можно зафиксировать локальный участок с мощностью тепловыделения Q более 20 кВт. (Оценка ориентировочная, поскольку не учитывает скорость воздушных потоков). Для справки: удельная пожарная нагрузка для угля составляет около 35 кВт/м2.

Поэтому извещатель следует использовать только для обнаружения возгораний на неподвижной или медленно движущейся ленте или на ленте в корпусе конвейера. Поскольку пожары на движущихся лентах могут перемещаться со скоростью до 7-9 м/с, то время их воздействия будет недостаточно для передачи теплового потока, достаточного для срабатывания теплового извещателя.

Обнаружение повреждённых роликов.

Несвоевременно обнаруженный неисправный ролик может повредить ленту, нагреть ленту, нагреть штыб до начала тления. Поэтому нужен постоянный контроль исправности роликов.

Задача определения неисправности роликов непроста вследствие большого их количества и затруднённости доступа, особенно для конвейеров в закрытых корпусах.

Сейчас эта проблема решается периодическим осмотром роликов, в том числе с применением переносных тепловизоров. Но влияние пресловутого человеческого фактора тоже отрицательно влияет на своевременное обнаружение повреждённого ролика.

В работе [2] отмечается «что из 21,6 % пожаров по причине изменения натяжения ленты … 13 % связаны с эксплуатацией неисправных и изношенных роликов. Существующая практика (см. п. 5.5, раздел 5. Эксплуатация конвейеров “Руководство по эксплуатации ленточных конвейеров в угольных и сланцевых шахтах”. – М.: ИГД им. А.А. Скочинского, 1995) предполагает ежесменно производить осмотр поддерживающих роликов. Задача невыполнимая, так как роликов тысячи, а потому невыполняемая».

Причины повреждения ролика это: попадание грязи в подшипник, перекос ролика, износ корпуса ролика. Во всех случаях повреждение сопровождается ростом температуры.

Поскольку установить температурный чувствительный элемент непосредственно над роликом невозможно, т.к. по нему в зоне конвективного потока движется лента, то измерение приходится проводить под роликом, в зоне радиационной температуры. Это более затруднительно, поскольку при росте температуры поверхности ролика на 150°С, температура на чувствительном элементе, расположенном ниже поверхности ролика на 100мм, увеличивается только на 4,67°С.

Небольшое изменение измеряемой температуры накладывает дополнительные требования к характеристикам контролирующей системы.

Использование точечных датчиков температуры предполагает индивидуальное его крепление, требует решения получения от него измеренной температуры.

Оптоволоконный кабель, по сравнению с точечными датчиками, закрепляется проще. Кабель одновременно является чувствительным и конструктивным несущим элементом.

Все его особенности были описаны выше и сохраняются и в применении к данной задаче.

Для того чтобы определять более мелкие источники перегрева, в том числе ролики конвейера, нужен тепловой линейный датчик, использующий оптоволоконный кабель, с высоким пространственным разрешением.

Решение проблемы непрерывного мониторинга каждого ролика – это использование 4-х канального волоконно-оптического датчика на базе ASTRO E560 в системе ТОРЕКС.

ТОРЕКС – это Тепловой Оптико-волоконный РЕгистратор Критических Состояний.

ТОРЕКС, так же как тепловизоры, анализирует радиационную температуру объекта, выделяет тренд температуры на фоне температуры окружающего воздуха и позволяет определить критические состояния оборудования «Внимание» и «Неисправность» с привязкой к месту роста температуры.

Непрерывный мониторинг температуры роликов позволяет перейти к техническому обслуживанию по текущему состоянию роликов, перейти от возможности обнаружения пожара к возможности предупреждения повреждения механизмов, которое может вызвать останов конвейера и возгорание в том числе.

Исходя из того, что наиболее вероятным местом повреждения ролика является подшипник и используя теплоперенос материалом ролика и близлежащим слоем воздуха, был выбран вариант продольной прокладки оптоволоконного кабеля чувствительного элемента ниже роликов: вдоль линии конвейера, поперёк контролируемых роликов (рис.7).

Рисунок 7 – Схема расположения оптоволоконных кабелей относительно роликов конвейера.

Проведённые исследования показали, что в этом случае выделяется однозначный тренд температуры при повреждении левого подшипника ролика, правого подшипника ролика и обоих подшипников ролика (рис.8-10), что позволяет определить критическое состояние роликов.

Рисунок 8 – Перегрев 50°С правым подшипником: а) термограмма ролика; б) распределение температуры на нижней поверхности ролика.

Рисунок 9 – Перегрев 200°С правым подшипником: а) термограмма ролика; б) распределение температуры на нижней поверхности ролика.

Рисунок 10 – Перегрев 50°С обоими подшипниками: а) термограмма ролика; б) распределение температуры на нижней поверхности ролика.

Прокладка линии оптоволоконного кабеля вдоль линии конвейера позволяет:

  • - сократить длину оптоволоконного кабеля относительно прокладки «змейкой», длина кабеля практически будет равна длине конвейера;
  • - значительно упростить монтаж оптоволоконных кабелей;
  • - увеличить надёжность кабеля за счёт того, что кабель не подходит к краям ленты и не может быть перебит упавшими кусками угля.

Измерение радиационной температуры позволяет сформировать сигналы «Норма», «Внимание», «Тревога» для каждого ролика.

Обнаружение очагов пожаров на движущейся ленте.

Существующие тепловые извещатели ориентированы на обнаружение типовых пожаров, которые переносят тепло конвективной колонкой восходящего потока воздуха. Если пожар слабый по мощности или перемещается, или конвекции препятствуют преграды, то такой подход не позволит обнаружить возгорание.

Выходом может служить анализ инфракрасного излучения нагретых тел, что позволяет обнаружить опасную ситуацию до возгорания и появления пламени путём определения анормальной температуры, т.е. такой температуры, которой в нормальном рабочем состоянии у механизма, устройства, узла быть не может.

Тепловизионные системы используют ИК камеру для того чтобы получить тепловое изображение (термограмму), которое можно наблюдать сразу или с помощью компьютера проанализировать на предмет температурных аномалий. Тепловизор является очень полезным инструментом для мониторинга бункеров и лент. Но тепловизор мало пригоден для оперативного анализа излучения и обнаружения пожаров на движущихся конвейерах, потому что период визуализации, передачи информации и её анализа больше, чем время нахождения нагретого тела в поле зрения ИК-камеры.

Однако существует класс тепловизоров, именуемый аналитическим.

Аналитические тепловизоры так же, как и тепловизионная система, обрабатывает сигнал от тепловизионной ИК-матрицы. Отличие состоит в том, что аналитический тепловизор на основе введённых критериев тревоги, автоматически принимает решение о выявлении превышения установленного порога температуры и передаёт уже готовый сигнал об обнаружении опасности.

Примером такого аналитического тепловизора является ТИКС – тепловизионный индикатор критических состояний «Снегирь» (рис.11). Назначение ТИКС «Снегирь» - определение аномальных температур в указанных зонах. Таких зон может быть до 8-ми. Сигналы тревоги ТИКС «Снегирь» передаёт посредством коммутации 8 реле (по количеству зон) и по цифровому выходу RS422. При обнаружении опасной ситуации ТИКС сохраняет тепловизионное изображение в собственной памяти, что позволяет при необходимости увидеть участок, вызвавший появление тревоги. Термограмму тревожной ситуации можно получить по каналу Wi-Fi, подключившись к ТИКС компьютером с программой работы с ТИКС «Снегирь».

Рисунок 11 – ТИКС «Снегирь»: а) общепромышленное исполнение б) взрывозащищённое исполнение

Для взрывозащищённого исполнения установлена маркировка взрывозащиты для корпуса из алюминия1Ex d [ia Ga] IIC T6 Gb X / Ex tb [ia Da] IIIC T85°C Db X , для корпуса из нержавеющей стали 1Ex d [ia Ga] IIC T6 Gb X / PB Ex d [ia Ma] I Mb X / Ex tb [ia Da] IIIC T85°C Da X.

ТИКС устанавливается на высоте 1,0-1,5 на конвейерной лентой так, чтобы на максимальной дальности возможности анализа тепловизор охватывал всю ширину ленты.

Длина волны ИК-индикатора такова, что пыль в воздухе, пары мало влияют на качество анализируемой термограммы.

Для движущихся объектов важен параметр времени анализа. Время принятия решения зависит от размера и температуры поверхности объектов в области просмотра. Размер зависит не только от реальных размеров, но и от дальности, поскольку, чем дальше объект, тем меньшее количество пикселей ИК-матрицы он занимает (рис.12).

Рисунок 12 – Размеры контролируемой площади и минимальные размеры объекта для различных дальностей от места установки ТИКС «Снегирь», где: X – горизонтальный размер поля зрения; Y – вертикальный размер поля зрения. S – минимальный размер объекта, охватываемого одним пикселем.

Так, на расстоянии 50 метров ТИКС выделяет объекты размерами не менее 57,8 х 57,8 см, на расстоянии 10 метров – не менее 11,6 х 11,6 см, на расстоянии 2 метра – не менее 2,3 х 2,3 см.

При этом скорость приближения объекта к ТИКС до 15,7 м/с (56,5 км/час).

ТИКС должен быть установлен на загрузочных концах конвейера (рис.13).

Размещение их там гарантирует, что в случае обнаружения пожара остановка ленты приведёт к тому, что огонь окажется под водяной завесой.

В дополнение к установке ТИКС над точками загрузки ленты, ТИКС должен быть установлен непосредственно перед местом, где конвейерная лента разгружается. «Снегирь» должен быть расположен достаточно далеко от конца конвейера, чтобы при остановке ленты огонь оказался под водяной завесой.

Для очень длинных конвейеров может быть целесообразно установить дополнительные, промежуточные ИК-индикаторы, чтобы учесть рост аномального тепла до уровней воспламенения угольной пыли в воздухе.

Рисунок 13 – Автоматическое обнаружение объекта с анормальной температурой на конвейере индикатором «Снегирь»

Сигнальные реле ТИКС можно использовать для сигнализации оператору, для подключения звукового сигнала, для автоматической остановки конвейера, для запуска системы пожаротушения. Всё это должно не исключать возможность оператору вмешаться в процесс пожаротушения.

Нужно предусмотреть, что при эксплуатации на стекло ИК-индикатора будет осаждаться пыль, поэтому их нужно будет периодически очищать.

Обнаружение перегретых механизмов.

За пределами анализа остались столь важные узлы конвейера как редукторы, приводные барабаны.

Ситуация проще тем, что таких узлов мало, они не перемещаются. Косвенным параметром накапливающейся неисправности механизма является увеличение температуры его оболочки. Такая температура аномальна и не присуща исправному механизму.

Для иллюстрации такого состояния приведём пример из работы [10]: «на рис. 14 приведены визуальные термограммы редукторов Moventas с условными номерами Р3 и Р4, установленные на разные барабаны одного конвейера. Анализ термограмм показывает температурную аномалию в 5,2°С. В данном случае один барабан работает с ходовой стороной ленты (загрязнённой материалом), а другой с неходовой (чистой). Меньший коэффициент сцепления загрязнённой ленты с барабаном приводит к проскальзыванию и меньшей нагрузке на привод, что подтверждается величиной тока.

Проведённый анализ термограмм редукторов ленточных конвейеров позволяет создать предварительный уровень критериев оценки температурных аномалий для редукторов шахтных ленточных конвейеров. Критерии сведены в таблицу 1».

Рисунок 14 – Визуальные термограммы редукторов: а) Р3, б) Р4

Таблица 1 – Критерии оценки состояния редукторов по результатам теплового контроля

Температурная аномалия, ΔT °C Фактическая температура смазки, °С Критерии оценки
0 - 5 не более 80 Категория А – хорошее состояние
5 – 10 80 – 90 Категория В – ограниченно работоспособное, требуется дополнительная диагностика
10 – 15 90 – 100 Категория С – критическое состояние, требуется оперативное вмешательство, дополнительная диагностика
более 15 более 100 – 110 Категория D – недопустимое состояние, возможна авария, требуется оперативное вмешательство, возможен ремонт

Для контроля перегрева механизмов, таких как описаны в примере, так же можно использовать аналитический тепловизор – тепловизионный индикатор критических состояний (ТИКС) «Снегирь». Его функция – выделение и реагирование на аномальные температуры, т.е. такие температуры, которые не могут появиться при исправности контролируемого устройства.

В приведённом примере одна зона контроля ТИКС «Снегирь» может быть настроена на реагирование температуры более 55°С. Соответственно, при вышеописанной неисправности, ИК-индикатор выявит появление аномальной температуры на поверхности редуктора (рис.15) и выдаст сигнал тревоги по указанной зоне.

Рисунок 15 – аналитическая термограмма редуктора. Выделены участки с анормальной температурой.

По получению сигнала тревоги оператор может провести дополнительную диагностику и принять решение о дальнейшем функционировании механизма.

Обнаружение тления по изменению химического состава воздуха.

В пунктах перегрузки могут возникать скрытые пожары, не проявляющиеся заметным увеличением температуры на поверхности объекта.

В процессе тления в результате недоокисления углерода выделяются регистрируемые концентрации угарного газа. Контролируя его уровень, а особенно темп изменения монооксида углерода, обнаруживаются пожары, начиная с тления.

Для этого существует особый класс пожарных извещателей: «извещатель пожарный газовый; ИПГ: Автоматический ИП, реагирующий на изменение химического состава атмосферы, вызванное воздействием пожара.» [1]

Наиболее распространены ИПГ, анализирующие уровень монооксида углерода (угарного газа) СО.

CO – это токсичный и горючий газ, бесцветный, без запаха и вкуса. Его взрывоопасный предел между 12,5% и 74%. Для угарного газа допустимый предел воздействия (нормативный потолок безопасности на количество конкретного химического вещества, разрешённого в воздухе рабочей комнаты, обычно усреднённый в течение полного рабочего дня) составляет 35 ppm. Его предел, немедленно опасный для жизни и здоровья составляет 1500 ppm.

Функционально ИПГ сильно отличаются от детекторов СО, которые предназначены для того, чтобы человек не отравился угарным газом.

СО обладает плотностью 0.97 (по сравнению с плотностью воздуха 1.0), поэтому характер заполнения угарным газом (CO) помещения близок к равномерному с некоторым приоритетом в сторону потолка при увеличении мощности очага пожара, то есть мы можем говорить о конвективно-диффузионном варианте заполнения объёма помещения угарным газом, что определяет возможность размещения ИПГ не только на потолке, но и на стене.

Использование ИПГ позволяет обнаруживать тлеющие пожары, в том числе скрытые пожары. Пожары в пунктах перегрузки в конвейерных тоннелях могут быть выявлены извещателями пожарными газовыми, никакой другой способ не в состоянии определить стадию неполного сгорания угля.

Кроме этого нужно отметить уникальную устойчивость ИПГ к отложению сухой пыли на чувствительном элементе. Фактически это тип извещателей, который сохраняет свою работоспособность в запылённом состоянии. На рисунке 16 приведена фотография вскрытого ИПГ ИП417-5 «Эксперт» после длительного осаждения на нём муки, извещатель при этом сохранил способность к обнаружению пожара.

Рисунок 16 – Запылённый работоспособный ИПГ «Эксперт» (вынут из корпуса).

Для эксплуатации во взрывоопасных условиях выпускаются извещатели ИП435-4-Ех «Сегмент» для искробезопасного токового шлейфа сигнализации и ИП417-5 «Эксперт» Ex(m)(IP55) с релейным выходом. Эти извещатели отслеживают порог СО и тренд изменения малых концентраций СО, что позволят обнаруживать даже тление полимеров (метод STDF).

Маркировка взрывозащиты ИП435-4-Ех «Сегмент»:

  • оболочка армированная антистатическая пластмасса 0Ex ia IIC T6 Ga/Ex ia IIIC T85°C Da;
  • оболочка нержавеющая сталь 0Ex ia IIC T6 Ga /PO Ex ia I Ma /Ex ia IIIC T85°C Da (рис.17).

Маркировка взрывозащиты ИП417-5 «Эксперт» Ex(m)(IP55):

  • оболочка армированная антистатическая пластмасса 1Ex mb IIC T6 Gb;
  • оболочка нержавеющая сталь 1Ex mb IIC T6 Gb/РВ Ех mb I Mb.

Рисунок 17 – ИП 435-4-Ех «Сегмент» в оболочке IP54 из нержавеющей стали.

Заключение.

Хорошая стратегия, которая включает контроль угля на ленте оптоволоконными тепловыми линейными извещателями, контроль исправности роликов оптоволоконными датчиками, контроль за движущимся грузом на ленте и контроль исправности механизмов с помощью ИК-индикаторов, контроль с помощью ИПГ за тлеющими и скрытыми пожарами обеспечивает достаточно быструю реакцию на пожароопасную ситуацию.

Литература.

  1. ГОСТ Р 53325-2012. Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний.
  2. В.М.Юрченко Обеспечение пожарной безопасности шахтных ленточных конвейеров // ГУ КузГТУ – Кемерово, 2002.
 
След. >